Федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
Правовой основой осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса является Федеральный закон Российской Федерации от 3 июля 2016 года №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»[1]
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 9 Федерального закона войска национальной гвардии наделены полномочиями осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с частью 3 указанной статьи должностные лица подразделений войск национальной гвардии вправе выдавать в ходе осуществления контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено федеральным законом, "О войсках национальной гвардии Российской Федерации," обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2023 г. №740 «Об Утверждении Правил осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»[2].
Мероприятия по государственному контролю (надзору) включают в себя действия должностного лица (лиц) органа государственного контроля (надзора) по рассмотрению документов субъекта топливно-энергетического комплекса, проверке объектов топливно-энергетического комплекса на предмет соответствия их состояния требованиям обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в соответствии с Федеральным законом "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
Проверка может проводиться только должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), который указан в предписании на проведение плановой проверки или распоряжении руководителя (лица, его замещающего) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки.
Предметом плановой проверки является соблюдение субъектами топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности.
О проведении плановой проверки субъекты топливно-энергетического комплекса, или руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса, или иное должностное лицо субъекта топливно-энергетического комплекса, на которое возложены функции по организации обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и которое наделено полномочиями по представлению интересов субъекта топливно-энергетического комплекса при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее - уполномоченные представители субъекта топливно-энергетического комплекса), уведомляются соответствующим органом государственного контроля (надзора) не позднее 3 рабочих дней до начала ее проведения посредством направления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт вручения такого уведомления, информационного письма с приложением выписки из ежегодного плана проведения плановых проверок.
Плановая проверка проводится на основании утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок и предписания на проведение проверки, выдаваемого руководителем органа государственного контроля (надзора).
Предметами внеплановой проверки являются соблюдение субъектом топливно-энергетического комплекса в процессе осуществления своей деятельности требований обеспечения безопасности, выполнение предписаний органа государственного контроля (надзора), а также проведение мероприятий по предотвращению причинения или возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, безопасности государства, повреждения или уничтожения имущества вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности.
Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
а) истечение срока исполнения выданного предписания об устранении выявленных нарушений;
б) поступление в орган государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти и органов местного самоуправления, из средств массовой информации о причинении вреда жизни, здоровью людей, безопасности государства, повреждении или об уничтожении имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества вследствие совершения акта незаконного вмешательства либо угрозы его совершения, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности;
в) распоряжение руководителя (лица, его замещающего) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданное в соответствии с поручениями и указаниями Президента Российской Федерации, поручениями Правительства Российской Федерации.
О проведении внеплановой проверки субъект топливно-энергетического комплекса или уполномоченный представитель субъекта топливно-энергетического комплекса уведомляется органом государственного контроля (надзора) не позднее 24 часов до начала ее проведения, а в случае труднодоступности или большой удаленности объекта топливно-энергетического комплекса - не позднее 48 часов до начала ее проведения.
Внеплановые проверки проводятся на основании распоряжения руководителя (лица, его замещающего) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в 2 экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса под расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае выявления при проведении проверки нарушений субъектом топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
а) выдать предписание уполномоченному представителю субъекта топливно-энергетического комплекса об устранении выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
б) составить протокол об административном правонарушении за нарушение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
в) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, их предупреждению и предотвращению.
При принятии решения о сроках устранения выявленных нарушений в обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны учитывать выводы и рекомендации, изложенные в паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
В случае невозможности исполнения предписания, предусмотренного подпунктом "а", по причинам, не зависящим от субъекта топливно-энергетического комплекса, руководитель (лицо, его замещающее) органа государственного контроля (надзора) при поступлении в орган государственного контроля (надзора) мотивированного обращения субъекта топливно-энергетического комплекса вправе продлить срок исполнения указанного предписания, но не более чем на один год, уведомив субъекта топливно-энергетического комплекса о принятии такого решения в течение 30 календарных дней со дня регистрации указанного обращения.
Нарушение обязательных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса образует состав административного правонарушения определенного ст.20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[3] (нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса). Данная статья определяет, что нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Кроме того, должностные лица войск национальной гвардии Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП:
ст.19.4 (неповиновение законному распоряжению сотрудника, осуществляющего функцию госконтроля), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
ст.19.4.1 (воспрепятствования законной деятельности должностных лиц органа государственного контроля по проведению проверок или уклонения от таких проверок), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей»;
ст.19.5 (невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица) осуществляющего государственный контроль), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
[1] Далее – Федеральный закон
[2] Далее – Постановление
[3] Далее - КоАП
от 8 июня 2018 г. № 660 "Об утверждении Положения о контроле за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) (далее — Постановление Правительства РФ № 660).
Контроль за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны (далее - подразделения охраны) осуществляется путем проведения плановых выездных и внеплановых выездных проверок подразделений охраны на предмет соблюдения обязательных требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих организацию и осуществление деятельности подразделений охраны (далее - обязательные требования).
Предметом плановой выездной проверки является соблюдение подразделением охраны обязательных требований.
О проведении плановой выездной проверки подразделение охраны уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления по месту нахождения подразделения охраны копии распоряжения о проведении плановой выездной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты подразделения охраны, если такой адрес содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо ранее был представлен подразделением охраны в орган контроля, или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт вручения такого уведомления.
Плановые выездные проверки в отношении подразделений охраны проводятся в соответствии с планами проведения плановых проверок подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны (далее - ежегодный план), разрабатываемыми органами контроля.
Плановые выездные проверки в отношении одного подразделения охраны проводятся не чаще одного раза в 3 года и не ранее чем через 3 года с момента государственной регистрации подразделения охраны в качестве юридического лица.
Предметом внеплановой выездной проверки является соблюдение подразделениями охраны обязательных требований в случаях, предусмотренных подпунктами "б" и "в" пункта 27 Постановления Правительства РФ № 660, а также выполнение предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Основаниями для проведения внеплановой выездной проверки являются:
а) истечение срока исполнения подразделением охраны ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
б) поступление в орган контроля обращений, заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о следующих фактах:
неисполнение или ненадлежащее исполнение подразделением охраны обязательных требований;
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью, имуществу граждан и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подразделением охраны обязательных требований;
причинение вреда жизни, здоровью, имуществу граждан и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подразделением охраны обязательных требований;
в) распоряжение органа контроля, изданное в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой выездной проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте "б" пункта 27 Постановления Правительства РФ № 660, подразделение охраны уведомляется органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения посредством направления по месту нахождения подразделения охраны копии распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты подразделения охраны, если такой адрес содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо ранее был представлен подразделением охраны в орган контроля, или иным доступным способом, позволяющим подтвердить факт вручения такого уведомления.
По окончанию проверки должностным лицом органа контроля составляется акт проверки, в случае выявления нарушений обязательных требований одновременно с актом проверки оформляются предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а также (при выявлении административного правонарушения) протокол об административном правонарушении.
Типовая форма акта проверки и предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
К акту проверки прилагаются протоколы, объяснения должностных лиц подразделений охраны, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
Акт проверки оформляется непосредственно после завершения проверки в 2 экземплярах, первый экземпляр которого с копиями приложений вручается контролируемому лицу под расписку об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия контролируемого лица, а также в случае отказа указанного лица дать расписку об ознакомлении или в случае отказа в ознакомлении с актом проверки первый экземпляр акта проверки направляется по месту нахождения подразделения охраны заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к акту проверки.
Срок устранения подразделением охраны выявленных нарушений обязательных требований, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований, не должен превышать 3 месяца с момента его вручения.
В случае невозможности исполнения требований предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований по причинам, не зависящим от подразделения охраны, руководитель (заместитель руководителя) органа контроля при поступлении не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований мотивированного обращения подразделения охраны вправе продлить срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, но не более чем на 3 месяца, уведомив о принятии указанного решения подразделение охраны в течение 30 календарных дней со дня регистрации указанного обращения.
В ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью подразделений охраны должностные лица войск национальной гвардии Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе по следующим статьям:
Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора.
Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора.
Статья 19.5 Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица).
Статья 20.8. Нарушение правил приобретения, продажи, передачи, хранения, ношения уничтожения или учета оружия и патронов к нему.
Статья 20.12 Пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему.